Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
04.12.2020

Оценка эффективности налоговых расходов за 2019 год проведана в соответствии с основными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Порядком оценки налоговых расходов сельского поселения Натальино муниципального района Безенчукский от 28.10.2020 года  № 43  (далее – Порядок).

         Наряду с указанными постановлениями при проведении оценки эффективности налоговых расходов учтены  положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».   

         Целью проведения оценки эффективности налоговых расходов является выявление неэффективных налоговых расходов, разработка рекомендаций о сохранении или об отмене налоговых расходов, выявление неэффективных налоговых расходов сельского поселения Натальино.    

         Для проведения оценки эффективности налоговых расходов сельского поселения Натальино муниципального района Безенчукский использовались данные о категориях налогоплательщиков, о суммах выпадающих доходов и  количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, представленными МИФНС России № 16 по Самарской области.

         Также информационной базой оценки является отчет Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области № 5-МН «О налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» за 2019, 2018 года.

         В 2019 году на территории сельского поселения Натальино действовал один вид налоговой льготы (налогового расхода) которая была установлена  решением Собрания представителей сельского поселения Натальино от 13.12.2018 № 101/41 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Натальино».

Наименование налоговой льготы (расхода)  сельского поселения Натальино - органам местного самоуправления, их отраслевым (функциональным) органам,  гражданам,  имеющим звание «Почетный житель Безенчукского района», общеобразовательные учреждения, находящиеся на территории поселения и не получающие доход от предпринимательской деятельности,  специализированные областные некоммерческие организации.

В зависимости от целевой категории определены основные виды налоговых расходов на территории сельского поселения Натальино: социальные и технические.

         Налоговой льготой в 2019 году имели возможность  воспользоваться – 83 налогоплательщика.

         Сумма средств, не поступивших в бюджет сельского поселения Натальино в связи с предоставлением льготы налогоплательщикам (выпадающие доходы) за 2019 год составила  19  тыс. руб.

         Сумма средств, не поступивших в бюджет сельского поселения Натальино в связи с предоставлением льготы налогоплательщикам (организациям) за 2019 год составила 0 тыс. рублей.

Основной объем налоговых расходов в 2019 году приходится на технические  налоговые расходы (100%),  которые представлены налоговыми

льготами по земельному налогу для органов местного самоуправления сельского поселения и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования. В 2018 году удельный вес технических налоговых расходов в общем объеме налоговых расходов составил 100 %.

Налоговые расходы, относящиеся  по целевой категории расходов к социальным расходам в 2019 году, в  сельском  поселении Натальино воспользовались 0  налогоплательщиков.

         Социальным эффектом от предоставления налоговых льгот служит повышение уровня жизни граждан и снижение доли расходов на оплату обязательных платежей. Данные льготы направлены на реализацию мер социальной поддержки населения, повышение социальной защищенности граждан.

         В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка целесообразности (востребованность налоговых расходов, соответствие их целям и задачам соответствующих муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики) и их результативности.

Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов.  Результаты оценки используются при формировании проекта бюджета сельского поселения на очередной финансовый год и плановый период.

Оценка эффективности налогового расхода сельского поселения Натальино  включает:

  1. оценку целесообразности налогового расхода сельского поселения;
  2. оценку результативности налогового расхода.

Критериями  целесообразности налогового расхода сельского поселения Натальино являются:

  1. соответствие налогового расхода сельского поселения Натальино целям муниципальных программ, структурных элементов муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения Натальино  относящимся к муниципальным программам;
  2. востребованность плательщиками предоставленной налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков, за пятилетний период.

Предоставление налоговой льготы способствует повышению уровня жизни граждан и снижение доли расходов на оплату обязательных платежей. Данная льгота направлена на реализацию мер социальной поддержки населения, повышение социальной защищенности граждан.  Таким образом, налоговая льгота (налоговый расход), может быть признана эффективной.

Расчет востребованность плательщиками предоставленной налоговой льготы  характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков, за 5-летний период

По критериям целесообразности налоговая льгота (расход) сельского поселения является  востребованной.

  Оценка результативности налогового расхода сельского поселения Натальино  состоит из:

  • оценки вклада предусмотренной для плательщиков льготы в изменение значения показателя (индикатора)  достижения целей муниципальной  программы и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения Натальино  не относящихся к муниципальным программам;
  • оценки бюджетной эффективности налогового расхода сельского поселения Натальино.

Оценке подлежит вклад  предусмотренной для плательщиков льготы в изменение показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы.

         В целях оценки бюджетной эффективности налогового расхода осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льготы и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы.

         Альтернативные механизмы достижения цели муниципальной программы сельского поселения Натальино, не предусмотрены муниципальными  правовыми актами поселения.

         Потенциально возможный альтернативный механизм достижения цели муниципальной программы сельского поселения  - предоставление субсидий плательщикам имеющим право на получение льготы за счет средств бюджета сельского поселения Натальино.

Предоставление субсидии не является более результативными (менее затратными)  для бюджета сельского поселения альтернативным механизмом достижения цели муниципальной программы сельского поселения, так как кроме суммы субсидий равной сумме налоговой льготы из бюджета сельского поселения были бы возмещены расходы организационно – административного характера.

Предоставление налоговой льготы является более результативным для сельского поселения Натальино.

Исходя из результатов проведенной оценки эффективности налогового расхода сельского поселения, в виде налоговой льготы предоставляемой «почетным гражданам» в отношении земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении в виде полного освобождения от уплаты земельного налога, указанный налоговый расход признается эффективным и подлежит сохранению.

Объем налоговой льготы (расхода) незначителен, в то же время результаты ее предоставления имеют большую социальную значимость.

         Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета сельского поселения Натальино в 2019 году составил 101 тыс. руб. из них земельный налог – 731 тыс. руб.

         Учитывая, что предоставление налоговых льгот (налоговых расходов) направлено на повышение уровня жизни населения, а именно поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности граждан, снижение доли расходов на оплату обязательных платежей, социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.

         Весь объем налоговых расходов в 2017-2019 годах приходится на социальные налоговые расходы (100%), которые представлены налоговыми льготами по земельному налогу.

         Технические налоговые расходы сельского поселения Натальино, целью применения – которых является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков, отсутствует.

 

Оценка эффективности применения социальных налоговых расходов сельского поселения Натальино  муниципального района Безенчукский.

В соответствии с Решением собрания представителей сельского поселения Натальино от 13.12.2018 № 101/41 льготы по земельному налогу установлены в виде освобождения от налогообложения за земельные участки, занятые гражданами, жилищным фондом, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества или животноводства для следующих категорий граждан:

-  граждане, имеющие звание «Почетный житель Безенчукского района»;

- граждане, имеющие звание «Почетный житель сельского поселения Натальино».

Предоставленная налоговая льгота по земельному налогу относится к социальным налоговым расходам.

Целью налогового расхода является социальная поддержка населения.     Применение налогового расхода способствует снижению налогового бремени населения, повышению уровня и качества жизни граждан, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики муниципального образования.

Предоставление данного вида льгот носит заявительный характер.

Востребованность налоговой льготы определяется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся  правом на льготы, и общей численности плательщиков, за период 2017-2019 гг. составила:

 

Показатель

2017

2018

2019

Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел.

102

92

83

Общая численность плательщиков, чел.

535

546

525

Востребованность, %

19,07

0

15,81

 

         В отчетном году по сравнению с уровнем 2017 г. и 2018 г. просматривается тенденция к снижению востребованности  предоставления налоговых льгот.

Общая сумма предоставленных льгот  за 2019 год составила 19 тыс. рублей (в 2018 году – 23 тыс. рублей, 2017 году – 21 тыс. рублей),  что на 4 тыс. рублей или на 17,39%  больше чем за 2018 и 2017 года.

Критерием результативности налогового расхода, в соответствии с целями социально-экономической политики сельского поселения Натальино, направленными на снижение налогового бремени населения и рост уровня качества жизни граждан, является показатель повышения уровня доходов социально незащищенных групп населения.

 В результате применения налоговой льготы по земельному налогу одним физическим лицом, относящимся к категории социально незащищенного населения, получен дополнительный доход в среднем:

 за 2019 год –  19 тыс. руб. / 83 = 0,23 тыс. руб.

 за 2018 год – 23 тыс. руб. / 92 = 0,25 тыс. руб.

Оценка вклада налогового расхода в изменение показателя достижения целей социально-экономической политики (I) равна:

          I = Рл – Рбаз = 0,92-0,92  = 0 

  1. значение показателя «Р» с учетом применения льготы: 

Рл =  0,23/0,25 = 0,92 

2)  значение показателя «Р» без учета применения льготы: 

Рл =  0,23/0,25 = 0,92 

Оценка вклада налоговой льготы в изменение значения показателя достижения целей социально-экономической политики  сельского поселения Натальино равна 0 и не принимает отрицательных значений.

Налоговые льготы по земельному налогу, предоставляемые в виде полного освобождения от уплаты налога отдельным категориям налогоплательщиков,  относящимся к социально незащищенным группам населения, не носят экономического характера и не оказывают отрицательного влияния по показатели достижения целей социально-экономической политики  сельского поселения Натальино, их эффективность определяется социальной значимостью.

С целью оценки бюджетной эффективности налогового расхода применен метод сравнительного анализа результативности предоставления налоговых льгот и результативности предоставления налоговых льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей экономической политики сельского поселения Натальино.

В связи с тем, что при предоставлении налоговых льгот по земельному налогу социально незащищенным группам населения муниципального образования сельского поселения Натальино альтернативные механизмы достижения целей отсутствуют, бюджетная эффективность налогового расхода j) рассчитывается по формуле:

Bj = Nj / Nj = 19/23 = 0,83

 

Показатель эффективности  Вj  принимает положительное значение и равен 0,83, следовательно, налоговый расход является эффективным.

Вывод: поскольку налоговый расход носит социальный характер, направлен на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечает общественным интересам,  способствует решению социальных задач экономической политики муниципального образования сельского поселения Натальино по повышению уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, является востребованным, целесообразным, не оказывает отрицательного влияния на экономическое развитие сельского поселения Натальино и имеет положительную бюджетную эффективность, его действие в 2019 году признано эффективным и не требует отмены.

 

Поделиться:
Дата создания: 04.12.2020 07:25
Дата последнего изменения: 04.12.2020 07:25